Отзывы о нашей работе
Перманентый макияж

Японские татуировки и их значение


Ирэдзуми | Значение японских тату | Карп, Кинтаро, Дракон, Пион и др.

Статья основана на фотографиях и переводе книги Sandi Fellman «The Japanese Tattoo», с дополнениями.

Ирэдзуми – это не просто яркая картинка, вытатуированная на коже. Это своего рода щит человека, его охранитель. Татуировка может также служить предупреждением – «Остерегайся того, кто её носит!» Она подобна змееволосой Медузе Горгоне из греческой мифологии, или женщине – змее Ламии из поэмы Китса…

Свилась кольцом, чешуйный блеск лия — Сверканье багреца, лазури, злата: Змея была, как зебра, полосата, Как леопард пятниста; сам павлин Померк бы рядом с нею в миг один. И, с лунами серебряными схожи, Играли блики на чудесной коже.

Кожа, покрытая ирэдзуми, перенеся огненную боль от иглы, становится прохладной кожей рептилии. Изображения извивающихся драконов, молний в многочисленных зигзагах, чешуи рыб, и рябь от движущегося тела, которую не в состоянии запечатлеть фотография, увеличивает оборонительный и ограждающий эффект. Ограждают ли носители ирэдзуми сами себя от своих эмоций? Являются ли они людьми, протестующими против морали, технологий, духа потребительства и конформизма, присущих современной Японии? Все, что можно сказать о ирэдзуми – это Секретность и Отдаленность. Секретность обеспечивает строгий деловой костюм, полностью скрывающий татуировку, а Отдаленность – это состояние души человека, её носящего, отдаленного от многих норм и запретов современного общества.

Значение татуировки японский карп

Карп (鯉), именуемый в Японии «Кои» – был завезен во времена Средневековья в Страну Восходящего Солнца переселенцами из Китая – страны, где он выращивался и подвергался селекции на протяжении многих веков. Карп сразу же полюбился местным жителям, которые продолжили работу над его внешним видом, путем тщательнейшего отбора. В китайской и японской кухне карпу отводится место короля пресноводных рыб. Трудно поверить, что эта яркая и причудливая рыба, сверкающая золотыми, красными и оранжевыми оттенками чешуи, происходит от обычного пресноводного карпа. Великолепие карпа Кои издавна сделало его популярным сюжетом для привлекательных татуировок, как у мужчин, так и у женщин. Изображения карпа отличаются динамизмом, богатой цветовой гаммой и высокой декоративностью. Древняя китайская легенда, ставшая популярной и в Японии, гласит, что отважный карп Кои не побоялся подняться вверх по струям водопада к Вратам Дракона, и, в награду за этот подвиг, был превращен в дракона. Это деяние сделало карпа символом храбрости, силы и настойчивости в достижении поставленной цели. Считается, что пойманный карп, не дрогнув, принимает удар разделочного ножа. Так что, изображение карпа может являться как символом неустрашимости, так и хладнокровия перед неминуемой участью – качества, присущие настоящему воину — самураю. Если говорить в целом, значение татуировки можно определить, как стремление её владельца уподобиться карпу в решительности, силе и удаче, и приумножить, благодаря эти качествам свое благосостояние.

Значение татуировки японский дракон

В Японии, из всех мифологических существ наиболее популярным является дракон. Изображение дракона в качестве украшения или орнамента можно встретить во всех аспектах повседневной жизни. В мифологии Востока дракон это символ силы, верности, упорства, благородства, магии, силы воображения и преобразования, символ способности выходить за пределы обычного и многое другое. Императорская одежда в Японии торжественно именуется «Одеяниями дракона», которая украшается изображениями драконов, указывающими на могущество монарха и покровительство со стороны драконов. Будучи повелителем водной и воздушной стихий – дракон также считался защитником от огня, поэтому его почитали пожарные. Дракон в своем облике сочетает части других животных, и таким образом может извлекать необходимые свойства и силы из каждого существа, которое является его частью. В этом кроется его всемогущество и универсализм. Дракон – это змей с рогами оленя, чешуей и усами карпа, четырехпалыми лапами орла, носом верблюда и выступами в форме языков пламени на плечах и бедрах.

На этом фрагменте татуировки с изображением дракона, показана его голова. Потакая молодежным вкусам, мастер Хориёси III выполнил эту татуировку в мультипликационном стиле манга (книг комиксов в европейском стиле), тем не менее, оставив традиционные восточные особенности – мохнатую морду, клыкастую пасть, усы, рога и пламевидные выступы на теле. Дракон и его фон образуют элементы инь – ян – разные аспекты единой действительности или взаимодействие и борьба противоположных начал.

Японский мастер Хорикин известен тем, что разрабатывает и делает татуировку в японском стиле на все тело заказчика. Тем не менее, заказчик, изображенный на фотографии, попросил сделать только одного дракона, возможно, для того, чтобы указать, что он родился в год Дракона, в пятый год по восточному зодиаку, или, возможно, для того, что бы «усилить» правую руку. Кроме того, он попросил сделать эту татуировку в западном стиле, называемом японцами «нукибори», который с недавнего времени стал популярен среди японской молодежи. Отличие этого способа от традиционного японского заключается в том, что контур рисунка заполняется однородным цветом, без ретуширования, цветовых переходов и наложения теней.

Значение татуировки Кинтаро

Кинтаро («Золотой мальчик») (金太郎) является одним из наиболее популярных персонажей в японском фольклоре, и, фактически, представляет собой соединение местного божества (ками) плодородия с реальной исторической фигурой. Согласно с японскими народными сказками и героическими легендами, Кинтаро, будучи еще ребенком, обладал недюжей физической силой. Его удивительные подвиги и настойчивость в течении тысячи лет служили для японцев примером идеального воителя. В японском искусстве Кинтаро часто изображают в виде маленького, обнаженного ребенка с кожей красного цвета, который борется с огромным карпом и побеждает его. Легенда о Кинтаро занимает центральное место в праздновании Дня Мальчика, который справляют 5 мая. Семьи, у которых имеются сыновья, выставляют у своих домов высокие шесты, на концах которых трепещутся воздушные змеи из бумаги или ткани, изображающие карпов. Таким образом они хотят показать, что здесь живет, возможно, новый Кинтаро. Родители дарят детям игрушки в виде этого легендарного героя, надеясь, что они станут такими же сильными и храбрыми, как и Кинтаро. Эта татуировка символизирует силу, мужество и храбрость. Татуировка пользуется популярностью у людей, занимающихся каким – либо единоборством.

На этой фотографии показана работа мастера татуировки Хорикина. Когда делалась эта фотография, человек с этим изображением был очень болен, и поэтому Хорикин предложил своему заказчику завещать татуированную кожу Университетскому музею. Сам человек был не против этого, но его родственники резко возражали. Согласно японским законам, части тела человека, в том числе и кожа, после его смерти не могут быть использованы без разрешения его семьи. Поэтому эта фотография будет являться единственным сохранившимся свидетельством этого произведения искусства работы мастера Хорикина.

Другой мастер татуировки, Хориёси II, целиком покрыл спину заказчика изображением Кинтаро в виде мальчика ангельского облика, который борется с могучим карпом. Кинтаро носит синий харамаки (широкий пояс из ткани, передник), прикрывающий его хара (живот), который японцы считают источником мышления и замыслов, источником чувств. В философии дзэн-буддизма местоположением души и центром жизнедеятельности человека считалось не голова или сердце, а занимающий как бы срединное положение по отношению ко всему телу живот, способствующий более уравновешенному и гармоничному развитию человека. Особое значение придавалось пупку, так как через него, как считали в Японии, божество грозы насылает болезни. Поэтому его прикрывали защитным теплым кушаком.

Значение японской татуировки лев

Японская татуировка лев. Мастер Хоригоро III.

Лев-страж или Кома-ину (Корейский пёс). Эта татуировка выполнена мастером Хоригоро III и изображает кома-ину. Существует легенда, что когда японская императрица Дзинго в 200 г.н.э. предприняла поход в Корею, корейский ван (царь) поклялся вечно защищать дворец японских императоров. Мифический корейский пёс (кома–ину – собака с головой льва), который соответствует китайскому льву – стражу (кара сиси или дзиси), называемого также «Лев Будды», должен был защищать дом хозяина от злых духов. Считалось, что шкура с головы Корейского пса отличалась необыкновенной прочностью, и из неё, якобы, изготавливались шлемы, которые не могла пробить стрела. Статуи этих созданий, изготовленные из камня или фарфора, устанавливают перед входом в буддийские святилища, правительственные резиденции, административные здания, усыпальницы владык прошлого в Китае, Японии и в некоторых других странах Дальнего Востока. Лев — страж или Корейский пёс символизирует защиту, могущество, успех и силу. Для того, чтобы укротить их необузданную ярость (которую символизирует символ «янь»), для эстетического баланса рядом со львом всегда изображают красивый цветок пиона (символ «инь»). Собака, как таковая, считается в Японии верным хранителем младенцев и маленьких детей.

Значение цветка пиона в японской татуировке

Японская татуировка цветок пиона

Символическое значение цветка пиона в японской культуре и искусстве – в данном случае, в искусстве татуировки, как и значение многих других изображений, предполагает наличие множества вариантов. В Китае, откуда пион ведет свое происхождение, он считается символом удачи и процветания, что в конечном итоге, приводит к благосостоянию. Одно из значений, которое пион получил в Японии, также характеризует его цветком богатства и удачи. У игроков в карты, татуировка с изображением пиона указывает на смелость и способность идти на риск. В этом же значении в прежние времена этот цветок пользовался огромной популярностью у самураев, уступая в популярности только сакуре. Воины в своих ярких доспехах сами напоминали цветущие пионы, и бой разбивался на множество поединков один на один, где каждый пытался выделиться, показать себя во всей красе. Тогда появилась поговорка «во время войны искать большой цветок», то есть найти достойного противника, пойти на риск. Поэтому пион символизирует отчаянно храброго человека. Но существует и прямо противоположное значение этого прекрасного цветка. Он может быть символом гармонии, женской красоты и весны. В татуировке он призван смягчать слишком жесткое, прямолинейное значение некоторых других изображений, придавая им другую символическую направленность. Например, в случае с корейским псом и львом, изображения пионов превращают этих свирепых стражей в верных приверженцев красоты и галантного обхождения, но только в том случае, если с носителем татуировки поступают должным образом. В противоположном случае, пион становится дополнительным воинственным знаком.

Значение цветущей сакуры в татуировке

Хориеси III для этой татуировки обратился к сюжетам серии укиё — э (гравюр), выполненной Утамаро и изображающей красивых женщин из «веселых кварталов» Ёсивара в некоторых японских городах 18 века. Многие из этих женщин сами имели татуировки на своем теле. Цветение японской вишни – сакура являются одним из самых известных символов Японии, и очень популярны в качестве татуировки. Вишня зацветает ранней весной, и очень быстро теряет лепестки своих цветков. Кратковременность этой нежной красоты, неизбежно сделали сакуру символом короткой жизни воина и незначительного срока молодости и привлекательности куртизанки. Изображенной куртизанке, для придания намека на эротизм, сделали тени вишневого цвета вокруг страстных очей.

Значение кленовых листьев

КИНТАРО И КЛЕНОВЫЕ ЛИСТЬЯ. На этой татуировке вновь показан Кинтаро, в смертельной схватке с мощным карпом. На этот раз Кинтаро старше по возрасту, полностью одет и вооружен кинжалом. Кленовый лист в Китае и Японии имеет множество значений – он может символизировать влюбленность, осеннюю пору, стойкость (так как клен не страшится зимних холодов). В данном случае листья могут также обозначать длительную упорную борьбу. Слева, в верхней части спины, видна подпись мастера Хорити.

Значение японской татуировки Крыса

Ирэдзуми. Крыса. Татуировка мастера Хорикина.

КРЫСА – НИНДЗЯ. Заказчик родился в год Крысы, открывающим 12 летний цикл Восточного Календаря. Он выбрал этого зверя в качестве татуировки на спине, которую выполнил мастер Хорикин. Трудно объяснить, почему крыса, — этот вредитель – грызун, была прославлена в японской мифологии. Тем не менее, крыса ассоциируется с божеством богатства, одного из семи богов удачи, и её изображают шныряющей среди тюков с рисом. Она также является символом плодовитости, как это видно на этой юмористической татуировке, где огромную крысу – родителя окружают пищащие голодные крысята.

Но кроме того, крыса также символизирует древнее японское искусство ниндзюцу – искусство маскировки, шпионажа и диверсий. Ниндзя – секретные агенты, подобно крысам, могли незаметно проникать во вражеские замки, для того, чтобы украсть, выведать, или совершить убийство. Ниндзя были очень осторожными и предпочитали действовать ночью, где, под покровом темноты было легче оставаться невидимым. Считалось, что наиболее умелые ниндзя были способны посредством колдовских чар изменять свою форму. Это же способность приписывалось и самой крысе. Персонаж театра Кабуки колдун Никки Дандзё по ходу спектакля превращается в огромную крысу или в деревья, для того, чтобы проворачивать свои неблаговидные дела.

Значение татуировки Феникс

Для татуировки на спине жены, Хориёси III выбрал изображение легендарной птицы феникс – мифическое вечное существо, способное вновь и вновь возрождаться из пепла, после того, как оно сжигает себя в огне. В данном случае феникс символизирует вечную любовь и надежду на возрождение после смерти.

Значение японской татуировки паутина, паук.

Заказчик попросил выполнить «тонкое и детальное изображение» на его подмышке, одной из самых болезненных областей, на которые можно наносить татуировку, а также одной из самых опасных. Здесь расположено множество потовых желез и от уколов иглы в этом месте начинается обильное выделение пота. Волосы на подмышках подсказали Хорикину идею изобразить в этом месте паучью сеть. В Японии паук имеет двоякое значение: если увидеть паука в дневное время, это сулит удачу, а если его встретишь ночью – это плохая примета. Паутина, как выдающееся природное явление, явно вызывает у японцев уважение, но, тем не менее, изображение паука, как символа противоречивости натуры – он создает красоту только для того, что бы схватить и убить — вызывает у японских татуировщиков и их заказчиков опасение.

Персонаж Кабуки Бэнтэн — Кодзо

Бэнтэн — Кодзо был одним из наиболее популярных и любимых зрителями персонажей из репертуара театра Кабуки. Он был благородным разбойником, и его красота позволяла ему, для осуществления своих преступлений, выдавать себя за женщину. В одной из сцен, после того как он грабит ювелирную лавку, скромная и благородная девушка, неожиданно рвет на себе кимоно и демонстрирует залу мужское татуированное тело. Именно этот момент изображает на татуировке мастер Хоридзин. Спина заказчика разделена татуировкой – если слева Бэнтэн еще остается в женской одежде, то справа он показывает татуировку на его теле. Вихревые завитки вокруг Бэнтэна являются не просто украшением композиции, они указывают на буйный и хаотичный образ жизни персонажа.

Ветер и молния

На этой незавершенной татуировке, выполненной Хориёси III, круглый медальон на солнечном сплетении, показанный между двух, обвивающих соски драконьих хвостов, вероятно, является эмблемой бандитской группировки якудза (подобная группа единомышленников называется «накама»). Эмблема – это стилизованное изображение котла для риса, и имеет скрытый смысл: «тот, кто ест из одного котла, является братом». На правой стороне груди изображен бог ветров Фудзин, один из двенадцати бодхисаттв — царей буддизма, который всегда изображается как страшный демон, каким он и был, до того, как перешел на сторону Будды. Здесь он сражается с комическим, смеющимся драконом дождя.

Умеренность

Данная татуировка выполнена мастером Хоридзином. Одним из старейших стилей в японской татуировке, остающимся популярным и в наши дни, является стиль «река» («кава»), так как по центру тела, сверху вниз, подобно реке идет полоса чистой кожи. Татуировка сделана таким образом, что традиционная повседневная японская одежда – хаппи (куртка с короткими узкими рукавами) и момпей (короткие, до коленей, штаны), полностью её скрывала. Сейчас она позволяет носить рубашку с короткими рукавами и шорты. Подобная «река» или «четверть тела» должна была препятствовать снятию кожи после смерти человека, так как не позволяла сохранить в целостности композицию ирэдзуми. Левый сосок оформлен в виде цветка пиона, в то время как от правого соска низвергается водопад, в струях которого показан карп, настойчиво пробивающийся к вершине, чтобы переродиться в дракона. На правом бицепсе изображен рогатый дракон, как бы иллюстрирующий конечную цель упорного карпа. Хвост дракона заканчивается на левой руке, где он показан средь облаков. Мужчина носит традиционное японское нижнее белье – фундоси (набедренную повязку).

Упорство

На этой татуировке мастер Хоридзин изобразил эпизод известной китайской притчи, о том, как мать – львица отнесла своего любимого маленького детеныша вниз, в ущелье. Сама она забралась на гору, и оттуда звала его к себе, поощряя его совершить трудное восхождение. Таким образом, львица пыталась обучить его упорству и выносливости. Эта притча о выживании наиболее приспособленных к жизни символизировала конфуцианский взгляд на идеальных родителей, которые жертвуют своими чувствами ради того, чтобы их дети вырастали выносливыми и упорными.

Выдержка

На этой татуировке, выполненной Хоридзином, показан Курикара Кэнгоро, один из благородных разбойников из романа «Суйкодэн». Показана сцена, где герой перекручивает стебель бамбука, пытаясь снять гнев и борясь с искушением совершить злой поступок. Рядом с ним показано покровительствующее ему буддийское божество Фудо.

Ревность

Татуировка выполнена, не без европейского влияния, мастером Хориёси III, и показывает традиционный облик японского двурогого демона (они), в данном случае – демона ревности. В японском фольклоре часто упоминаются ревнивые женщины, у которых на голове отрастают подобные рога. Во время свадебной церемонии они прячут их под головным убором невесты. В настоящее время многие молодые японцы предпочитают делать себе подобные ужасающие и откровенно хулиганские татуировки, а не придерживаться традиционных сюжетов.

Хейкуро и змей

Для этой татуировки мастер Хорикин выбрал образ Саги–но–ике Хейкуро, одного из 108 татуированных героев авантюрной китайской новеллы «Суйкодэн», переведенной на японский язык Кёкутэем Бакином в 1805 году. Герои этого произведения были прославлены благодаря многочисленным гравюрам в стиле «укиё–э» (направление изобразительного искусства Японии в период Эдо) в сер. XIX в., выполненным такими прославленными художниками, как Утагава, Куниёси, Тоёкуни и Кунисада. На татуировке показана смертельная схватка Хейкуро с гигантским змеем. Татуировка выполнена так искусно, что ощущаешь мощь извивающегося змея и силу доблестного Хейкуро при каждом движении татуированного тела.

Выносливость

Пионы, вытатуированные вокруг сосков и пупка, привлекают бабочку, точно также, как волны, сбегающие со скал, влекут к себе бесстрашного карпа. Выше солнечного сплетения мастер Хоридзин поместил иероглифы «синобу», что обозначают «выносливость». Это слово имеет еще одно значение, если применять его к тайной символике ирэдзуми: «быть скрытным, жить скрытной жизнью».

Трансцендентность

Хорикин разработал этот рисунок для своей головы («обители всех чувств»), который затем был вытатуирован Хоригоро III, Хорикином II (его братом и учеником), и Хорёси III. Здесь искусство татуировки объединено с искусством каллиграфии. Большие красные символы являются одной из форм имени божества Акала на санскрите. Маленькими черными символами имя божества повторяется сотню раз, а само изображение напоминает сидящего Будду. Это второй случай татуировки головы в японской истории. Первый принадлежал Хорикаме, который умер в 1932 году.

Персонажи из театра Кабуки

На этой фотографии показаны татуировки двух людей, объединенные, что бы показать одну из сцен спектакля Кабуки – традиционного японского театра. Слева показан один из героических персонажей 17 века, пытающийся разорвать пасть мифологическому змееподобному чудовищу (в действительности, колдуну), в то время как на это смотрит испуганная куртизанка (этот персонаж можно узнать по поясу – оби, завязанному спереди, что является шуточным намеком на то, что она много времени проводит лежа на спине в силу своей профессии).

Вихрь

Хорикин, пожалуй, является наиболее искусным и знающим мастером татуировки в современной Японии, и здесь показана одна из его лучших работ. Кроме того, что показанная работа является весьма сложной по исполнению, в ней используются необычные цвета – сочетание пурпурного, белого и желтого в дополнение к более традиционным черному, зеленому, красному и синему цветам. Эта обширная татуировка покрывает все тело заказчика, за исключением лица, кистей рук и ступней. Среди множества изображений на животе заказчика можно видеть дракона, буддийскую молитву и два символических противостоящих изображения вихревых потоков.

Трофей

В данном случае показана еще одна сторона ирэдзуми – изображение гротескового характера, то есть, изображение чего – то странного, эксцентричного и даже уродливого. На этих татуировках мастера Хориёси показаны отрубленные головы, что отражает древнюю самурайскую традицию собирания в качестве трофеев голов убитых врагов в качестве доказательства удали. В сочетании с буддийской молитвой, идущей по диагонали через бедра, это изображение можно расценить также как клятву, придерживаться своей веры вплоть до смерти, и если будет нужно, сложить за нее свою голову. И художник, и его заказчик принадлежат к клану Хориёси, татуировки которого часто носят садомазохистский характер.

Эдем (Рай).

Ещё более гротесковое изображение, чем предыдущее. Молодые японцы часто заказывают себе татуировки, изображающие что – либо уродливое и ужасающее по своей жестокости, как это видно по этой татуировке, выполненной Хориёси III. Вновь здесь показаны цветы и лепестки вишни — сакура– национальный цветок Японии, символизирующий скоротечность жизни. Кроме того на татуировке показан змей – искуситель. Вероятно, здесь не обошлось без влияния христианского сказания об Эдемском Саде, только в японском видении. Композицию дополняют отрубленные окровавленные головы.

Сэппуку

Сэппуку. Татуировка неизвестного мастера.

На татуировке показан мужчина после того, как он совершил ритуальное харакири (самоубийство путем разрезания живота). Этот ужасный обряд сами японцы чаще называют сэппуку. Считается, что обряд сэппуку, как и многие другие аспекты своей культуры и быта, предки японцев заимствовали из практики аборигенного населения Японии – айну. Обряд культивировался среди самурайского сословия, и таким образом, воин мог доказать крепость своего духа и чистоту помыслов, либо реабилитироваться перед обществом и богами в случае серьезного проступка. Обычно сэппуку совершали по приговору Суда Чести, а в случае добровольного ухода из жизни – из–за серьезного ранения или болезни, опасности пленения, невыполненного приказания или невозможности достижения поставленной цели. Иногда это самоубийство совершали воины, потерявшие своего предводителя и покровителя, в знак преданности. Повод для самоубийства мог быть самым незначительным с точки зрения европейцев – воинское сословие часто бравировало своей способностью в любой момент принять болезненную смерть, чтобы продемонстрировать окружающим свое невероятное бесстрашие и добиться посмертной славы.

Табу

Ирэдзуми. Татуировки — молитва «Нам ёхо рэнгэ кё».

Этим людям были сделаны татуировки двумя мастерами – Хорикином, для того, что слева, и Хоригоро II – справа. Молитва «Нам ёхо рэнгэ кё» («Слава Сутре Лотоса благой Дхармы!») исходит от фанатичной буддийской секты Нитирэн, основанной в 1253 году, и в настоящее время имеющей около шести миллионов последователей, которые увлекаются пением и игрой на барабанах. Последователи этого учения верят в то, что постоянное, искреннее повторение этой молитвы поможет каждому достигнуть Нирваны. Слева стоит человек, на котором молитва вытатуирована красным цветом диагонально, от правого плеча к левому бедру, а снизу вверх от правого бедра идет та же молитва, исполненная в золоте и в перевернутом виде. Татуировка выполнена таким образом, возможно, для того, что бы показать, что милость Будды простирается во всех направлениях и для каждого, кто уверовал в его силу, каким бы порочным человек не был. Особая эксцентричность обоих татуировок заключается в том, что они распространяются даже на половые органы. Пенис – это последняя из всех частей человеческого тела, на которой можно делать татуировку, так как эта самая болезненная процедура из всех. Два ассистента должны держать кожу в натянутом состоянии, в то время как татуировщик наносит рисунок на крошечные участки. Многие заказчики при этом теряют сознание от сильной боли.

Вода

Работы мастера Хорикина восхищают мастерством изображения живых существ. Он также немного изменяет традиционную тематику изображения. На этой татуировке юный Кинтаро оседлал скользкого огромного сома, а красная золотая рыбка пробивается на нерест вверх по ниспадающей струе на другом бедре. Сутра Лотоса идет по левому бедру наискось. Там же показан другой сом, вклинившийся в надпись.

Огонь и вода

Ниже показаны различные татуировки, выполненные на ногах. Изображения в целом подпадают под определение «соединение двух начал – инь и янь» — извечную борьбу двух противоположных начал, благодаря которым происходят все изменения в наблюдаемом нами мире. Показаны языки пламени и волны, когти дракона и карп, осенние листья и облака, черепахи и боги удачи с сумками, переполненными мирскими благами, которыми они щедро одаряют достойных людей.

Japanese Tattoo дракон ирэдзуми карпы кинтаро львы пионы сакура сэппуку феникс ханья японские мотивы Блог, СТИЛИ ТАТУ, Японский стиль

Японские татуировки и их значение

Японские татуировки полны глубокого смысла, как и вся культура страны восходящего солнца

Культура и традиции Японии во все времена вызывали оживленный интерес. Это связанно с полной ярких событий историей, живописной и особенной природой, красочными и живыми легендами. Япония сама по себе формирует особый, ни на кого не похожий, стиль во всем, начиная с традиционной кухни и заканчивая особенностями гардероба. Одним их направлений, популярных сегодня во всем мире, являются японские тату.

Немного истории

В первом известном ныне воспоминании о Японии, китайской рукописи, датированной 3-м веком, есть описание японский татуировки. В описании автор описывал свое удивление от росписи японцами своего лица и тела особыми рисунками. Это несло своеобразную ритуальную защиту воинам, рыбакам, охотникам. В последующие времена тату на лице и теле и вовсе отражало принадлежность человека к тому или иному сословию.

Изображение татуированных воинов встречается на древних японских холстах

Первые татуировки в Японии выполнялись не иглами, а колючками растений. В самой первой печатной книге было описано два вида тату: для определения социального статуса и клейма преступника. Предателям клеймили на лбу иероглиф, означавший «собака», после нанесения которой человек становился абсолютным изгоем. К концу ХVII века японские татуировки стали излюбленным способом украшения тела жрецов, любовников и гейш. Искусство татуировки прочно вошло в повседневную жизнь японцев. Одним только взглядом тот или иной символ определял статус человека, способ заработка на жизнь и даже выражение чувств тому или иному человеку.

Позже самураи, сами того не осознавая, ввели моду татуировки рук от плеч до самых ладоней. Дело в том, что одежда воинов была без рукавов, и вместо них делались татуировки, которые символизировали геройство, подвиги, борьбу со злом. Сегодня японская экзотика и искусство тату необычайно популярны во всем мире.

К слову, самурайская тематика весьма популярна в наши дни Причем разнятся они от традиционных образов… …до оригинальных «киношных» Татуировка самурая в стиле треш полька

Особенности японского тату

В отличие от традиционных кельтских или полинезийских узоров, японские тату имеют свои характерные отличия:

  • Многообразие оттеночной палитры.
  • Четкое акцентирование и яркие цвета ведущих мотивов тату.
  • Фигурность и использование четкого контура.
  • Выразительность (нанесения рисунка таким образом, чтобы он приходил в движение при сокращении мышц.)
  • Деление ведущего мотива и геометрия рисунков второго плана.
  • Использование красного и черного. Эти цвета — заглавные практически в любом японском мотиве тату.

Японские татуировки — своего рода, визитная карточка, отражение национальных легенд, верований, традиций и культуры

Их преимущество в том, что они лишены однообразия. Среди множества мотивов каждый сможет выбрать для себя любой узор: битва с драконом, бои самурая, цветочные мотивы и многое другое. Профессионализм мастера, фантазии и мастерство художника превращают японские тату в настоящий нательный шедевр.

Талантливый мастер способен создать настоящее произведение искусства

Классификация тату

Прежде чем наносить тот или иной рисунок на свое тело, нужно подготовить эскизы и помнить, что каждый мотив имеет свое объяснение и значение. Японские тату необычайно красочны, художественны и обязательно несут в себе смысловую нагрузку. При создании масштабной картины на теле, не остается ни одного участка тела без рисунка. Пустоты картины обязательно заполняются символами, орнаментами, надписями. Такое оформление придает завершенности и некой мистичности всей композиции.

Одно тело — одна большая композиция

Традиционные татуировки следующие:

  • Кукуси-боро. Такие японские тату выполнялись на внутренней стороне бедра или в подмышечных впадинах. Такие эскизы являлись своего рода посланием близким, так как только им открывался рисунок. Кроме того, такие татуировки делались по особой технологии, так что выглядели белыми и проявлялись только в случае возбуждения обладателя.
  • Иредзуми. Традиционные эскизы были разработаны участниками клана якудза. Наносился рисунок практически на все тело (спину, грудь, руки, бедра). Когда-то такие татуировки были «достоянием» Якудзы
Иредзуми можно встретить даже на теле молодой европейской девушки
  • Гаман. Раньше такие эскизы готовились для привилегированных особ, в современном мире такие тату в японской стилистике чаще всего женские. Татуировка гаман на молодой девушке

Мужские татуировки

У европейских мастеров нанесения татуировок особой популярностью пользуются эскизы с японскими иероглифами. Японские иероглифы сложно поддаются переводу. Чаще всего никто, кроме самого носителя, не понимает истинного значения.

Иногда делается татуировка одного только иероглифа А иногда иероглифы являются частью большой композиции

Именно поэтому, прежде чем наносить тот или иной японский иероглиф, нужно исходить не из фактора красоты. Необходимо точно удостоверится в его значении, а также иметь стойкую уверенность в опыте мастера. Огромной популярностью среди европейцев и у самих японцев пользуются рисунки с изображением дракона. Дракон — символ силы, благородства и верности. Такие эскизы наиболее популярны среди молодежи, так как тату получаются яркими и броскими. Чаще всего тату с драконом выполняются в традиционной технике нукибори, где рисунок обязательно акцентируется контуром без теней и переходов.

Следующим популярным японским мотивом тату, как ни странно, является тигр. Как известно, тигры в Японии не водятся, но это не мешает их популярности в тату. Такая татуировка олицетворяет силу, храбрость и могущество.

Для японцев всегда актуальна тема моря, поэтому одним из неизменных участников, включенных в японские эскизы тату, является карп. На Востоке карп является олицетворением мужественности и стойкости.

Татуировка японского карпа на спине

При нанесении истинно японских тату, стоит избегать любых мотивов со змеями. Это носит негативный характер. Истинно мужские татуировки могут включать элементы орнамента, изображение божеств и героев легенд или японских сказок. Но неизменно они наносятся для подчеркивания силы, решительности и могущества.

Легендарные личности и мифические существа — часто встречаются в эскизах традиционных японских татуировок

Женские тату

В Японии женщины наравне с мужчинами украшали себя татуировками. Таким образом они подчеркивали красоту, хрупкость, женственность и покорность. Излюбленные эскизы женских татуировок в японском стиле — всевозможные цветочные мотивы. К примеру, пион символизирует красоту и удачу во всех начинаниях, лотос — загадочность, духовное богатство и непорочность.

Сейчас можно встретить девушек, покрывающих все свое тело яркими орнаментами При этом тематика разниться от традиционных японских тату

Сакура — один из наиболее популярных мотивов. Издавна она символизировала ценность каждого момента в жизни и несла определенную философию. Нанося мотив сакуры, женщина может подчеркнуть не только хрупкость, но и жизненную мудрость. Девушки и сегодня наносят целые японские сады на тело, подчеркивая свою неординарность, харизму и красоту.

Кроме цветочных орнаментов, есть масса эскизов с изображением драконов, мифических героев сказок и легенд. В отличие от мужских, тату для женщин более изящны и филигранны. Для влюбленных и сегодня популярно нанесение иероглифа «иноти» — символизирующего судьбу, вечную любовь и преданность.

Женская татуировка в японском стиле подчеркивает утонченность ее обладательницы

Японский стиль в искусстве тату является неиссякаемым источником идей для создания настоящих шедевров. При выборе мотива для татуировки, которая отражает традиционный японский стиль, следует руководствоваться не только красивым изображением. Правильно выбранная и мастерски нанесенная татуировка может без слов рассказать многое о человеке, его стремлениях и особенностях характера.

История японской татуировки

[ot-video][/ot-video]

Отношение к татуировкам в современной Японии

[ot-video][/ot-video]

Японские тату: 100+ идей на фото, значение, мужские и женские эскизы

Традиции и культура восточных стран всегда привлекает людей своей загадочностью и оригинальностью. Япония – одна из удивительных стран, вызывающая оживленный интерес у людей всего мира. Все дело в том, что здесь глубокая история, наполненная легендами и мифами, а также удивительная природа с красочными пейзажами. Япония – это что-то особенное, благодаря чему она создает отдельную ветку во всех направлениях творчества, в частности искусстве татуировок. Японские тату – это привлекательные нательные изображения, включающие в себя сотни эскизов, которые могут выбирать, как девушки, так и мужчины.

История японских татуировок

Стоит отметить, что для жителей Японии татуировка – это что-то особенное, практически часть их глубокой и необъятной культуры. Как известно, даже в древних китайских рукописях начала нашей эры можно найти сведения о том, что        японцы наносили на свои тела определенные изображения, используя их как обереги и амулеты. Еще в третьем веке нашей эры жители Японии любили расписывать свое тело и лицо удивительными и загадочными рисунками, которые служили символом ритуальной защиты для мужчин, занимающихся охотой или рыболовством, а также оберегом для воинов. В дальнейшем японцы использовали нательную живопись для того, чтобы отобразить с помощью рисунков свою историю, принадлежность к одному из сословий.

Изначально наколки наносили на тела девушек и мужчин колючками растений, при этом все татуировки можно было условно разделить на два типа: клеймо преступника или рисунок, определяющий социальный статус. В качестве клейма использовали иероглиф, который дословно называется «собака», наносили его на лоб, чтобы все видели, что этот человек изгой общества. В средние века японские тату стали пользоваться спросом среди гейш, любовников и жрецов, после чего наколки полностью перешли в повседневную человеческую жизнь. Японские татуировки долгое время служили символом, позволяющим узнать о человеке все, начиная от возраста, заканчивая количеством детей и родом деятельности.

Это интересно! Современная и популярная татуировка «рукав» пришла к нам именно из Японии. Впервые их стали использовать японские самураи, одежда которых не имела рукавов. При этом наколки служили символом силы и геройства, олицетворяли борьбу со злом и способность пойти на подвиг без страха умереть.

 

Особенности японских татуировок

Отличительные черты для японских нательных изображений:

  • Большая цветовая палитра и игра оттенками.
  • Ведущие мотивы татуировки выделяются четкими и яркими цветами.
  • Четкие линии и контуры, фигурность очертаний наколки.
  • Выразительность и «живое изображение рисунка» – татуировки наносят на тело так, чтобы при движении человека они также двигались.
  • Основные цвета – красный и черный. Именно с их помощью происходила подготовка большинства изображений.
  • Разделение рисунка на две категории: основной мотив и геометрия, уходящая на второй план.

Японская татуировка на теле мужчины или девушки – это символ японской культуры, наполненный глубокой историей и древними традициями. Стоит отметить, что разнообразие японских наколок так велико, что встретить идентичный рисунок практически невозможно. Среди наиболее узнаваемых сюжетов можно отметить драконов и самураев, а также их сражения, цветы и другие растения.

Виды японских татуировок

Перед тем, как выбрать эскиз будущей татуировки нужно определить тип изображения и вид татуировки. Стоит помнить, что все рисунки имеют конкретное значение и логическое объяснение, уходящее глубоко в историю. Японские татуировки отличаются высокой художественностью и красотой, поэтому скрывают за собой большую смысловую нагрузку. Если для создания наколки используется большой эскиз, то необходимо задействовать все участки тела, при этом все образовавшиеся пустоты заполняют надписями, орнаментом и другими символами, дополняющими мистический внешний вид огромной композиции.

Разновидности японских татуировок:

  • Иредзуми – наколки, которые впервые появились на телах участков клана якудза. Обычно рисунки занимают все тело, начиная от ног и до шеи.
  • Кукуси-боро – наколки, которые размещают на внутренней стороне бедра или в подмышечных впадинах. Эти рисунки считаются личными, так как увидеть их может только близкий человек. Для создания изображения использовали специальную технологию, благодаря которой рисунок становился белым тогда, когда его владелец возбуждался.
  • Гаман – татуировки привилегированных лиц, на сегодняшний день это эскизы, которые больше предпочитают девушки.

Тату в японском стиле для девушек и их эскизы

В Японии татуировки одинаково часто используются, как мужчинами, так и девушками. При этом девушки с помощью нательных рисунков демонстрируют свою покорность, хрупкость, нежность, женственность и красоту. Классические эскизы японских татуировок для девушек – это различные цветочные мотивы, например, лотос – символ непорочности, духовной загадочности и богатства, пионы – красота и успех в делах. Однако, истинным лидером японских татуировок для девушек является сакура – древний образ, символизирующий жизнь и глубокий философский смысл, олицетворяет женскую мудрость. Еще один вариант тату для девушек – японский сад, изображенный на спине, который олицетворяет оригинальность и харизму своей владелицы.

Помимо цветочной тематики девушек привлекает образ дракона и других мифических существ. Главное отличие между мужскими и женскими татуировками – изображения для девушек более филигранны, плавны и изящны. Один интересный вариант наколки – парное изображение иероглифа «иноти» – символ вечной любви и преданности. В целом японские тату – это бесконечный источник для идей, позволяющий найти идеальное решение для любой девушки, желающей продемонстрировать свою красоту и оригинальность.

  

Мужские японские тату и их эскизы

Среди мужчин особой популярностью пользуются японские иероглифы, значение которых может знать только владелец наколки. При этом особое внимание нужно уделить переводу, чтобы он соответствовал действительности. Еще один популярный вариант японской татуировки – изображение дракона. Дракон – это олицетворение верности, благородства и огромной силы. Следующий эскиз, что пользуется спросом среди мужчин – это изображение тигра. Тигр – могущество, сила и храбрость.

Особо актуальна для японцев морская тематика, поэтому все эскизы, связанные с морем можно реализовать в японском стиле. Идеальное решение – изображение карпа, символизирующего стойкость и мужественность. Единственная татуировка, имеющая отрицательное значение – изображение змеи, от него специалисты рекомендуют отказываться.

Значения японских татуировок

Значения японских татуировок | Тату змея | Тату тигр | Тату Ястреб и др.

Значение татуировки змея.

Змея (Хеби).Считается, что змеи наделены сверхъестественными способностями, такими как: защита от бед, болезней, защита от несчастья, а также они могут, как и драконы, вызывать дождь. Змеи способны перевоплощаться в облик человека, особенно в облик завистливой, мстительной и бесчестной женщины. Одна из историй о таком перевоплощении – трагедия о Киёхимэ и священнике Андзине. Но не все мифы о змеях плохие, у многих владельцев лавок образ змеи, свернувшейся кольцами вокруг молотка, висит на входе, считается, что это изображение приносит удачу и процветание.

Значение татуировки тигр

Тигр (Тора) в китайской культуре считается самым главным из наземных животных, символизирует собой силу, отвагу и долголетие. Полагают, что тигры могут отгонять демонов, болезни и предотвращать несчастье. Во многих старинных текстах, можно увидеть, что тигр сражается с демонами (Они) на стороне «Шоки» (Чжун Куй – в Китае), победителя демонов. Есть поверье, что ношение тигриной шкуры на спине поможет избавиться от любой боли и вылечиться от всех болезней. Тигр – одно из четырех святых животных, символ севера и осени. Тигры также имеют контроль над ветром.

Значение татуировок с изображением тигра может быть различным, в зависимости от того, в какой сцене тигр выступает. Популярная татуировка с изображением сражающегося дракона и тигра символизирует двойственность всего сущего, где дракон соотносится с мужским началом «ян», а тигра – с женским началом «инь», что также символизирует подземный мир и запад. Дракон держит в лапе пылающую сферу. Это Луна, которую он периодически заглатывает и извергает. Борьба не приносит победу ни дракону, ни тигру, и в сказаниях говорится, что этот поединок заканчивается дружбой и согласием. В сценах с героями тигр выступает несомненным злом, которое неизменно побеждают. В романе «Суйкодэн» имеется несколько персонажей, которые сражались и побеждали тигров. Это тоже очень популярный сюжет для ирэдзуми.

Герой романа «Суйкодэн» Гёдзя Бусё, Гравюра и Гравюра Герой романа «Суйкодэн» Ритэцу Гю.

Одним из них является Гёдзя Бусё (он же У Сун в китайской версии), который, на горе Кэйё покончил с тигром – людоедом, убившим 25 человек. Он сумел расправиться с ним голыми руками. Другой персонаж этого же романа – Кокусэмпу Рики (называемый Ритэцу Гю) (Се Джень в китайской версии), который расправился при помощи меча с тремя тиграми.

Макацугэ

Макацугэ. Фрагмент татуировки.

Макацугэ (полурыба – полудракон). Легенда о карпе, который сумел по водопаду пробиться к Драконьим Вратам и превратиться в дракона, стала настолько популярной, что карп приобрел традиционное значение, как символ упорства, борьбы и рыбы, приносящей удачу. В одной легенде говорится, что когда у Конфуция родился сын, правитель прислал ему огромного карпа, и с этого времени карп стал являться символом мужской силы. Сама татуировка, изображающая карпа с головой дракона — макацугэ, обозначает стремление к самосовершенствованию, мужество и стойкость, и упорство в достижении поставленных целей, невзирая на трудности. Татуировка с изображением макацугэ традиционно делается только мужчинам, так как также символизирует мужскую сексуальную энергию.

Сятихоко

Сятихоко. Это мифологическое чудовище изображается с головой тигра и телом рыбы, которое покрыто ядовитыми шипами. На суше сятихоко может превращаться в тигра. Считается, что эти создания находятся в море около китов, следя за исполнением закона моря, по которому «кит не может есть большую рыбу», и если кит его нарушает, они, забравшись к нему в пасть, убивают его своим ядом. В Средние Века статуи сятихоко ставили в качестве коньков на крыши самурайских замков. Сятихоко не только является предупреждением, что нельзя обижать человека, носящего эту татуировку, но также служит символом справедливости и неукоснительного соблюдения договоренностей.

Значение татуировки черепаха

Черепаха – это распространенный образ в восточной мифологии, символ богатства, мудрости и долголетия, так как считается, что она способна жить вечно, если не будет убита. В Китае и в Японии особым уважением пользовалась черепаха, обросшая водорослями, которая называется японцами «Миногамэ» («черепаха в плаще из травы»). Ей приписывают сверхъестественные способности, главной из которых является способность предвидеть и предсказывать будущее.

Биси. Черепаха – дракон.

Черепаха – дракон (называемая также драконочерепаха или Биси) – мифологическое животное, символ гармонии вселенной связанный с философией фэн – шуй. По древне – китайской легенде, черепаха (воплощение истины и мудрости) предоставила свое тело духу умершего дракона, чтобы усилить охранительные способности, столь необходимые императору и стране. Получившийся монстр соединил в себе храбрость и честолюбие дракона, и мудрость черепахи. Считается, что это мифологическое животное способствует благоприятным изменениям в карьере человека.

Инлун. Крылатый дракон.

Инлун, согласно китайской традиции, был крылатым драконом, повелителем дождей, умевший собирать и накапливать воду. В некоторых китайских легендах он является покровителем императора, вначале утопившим его врагов, а затем спасший страну от наводнения. В Японии он известен как Хай Риё.

Значение татуировки ястреб

Ястреб (Така) символизирует удаль, храбрость, благородство, воинственный дух. Есть старинная пословица, которая гласит: «Но Ару Така Ва Туме Окакусу» — умный ястреб прячет свои таланты. Поэтому образ ястреба используется для описания талантливого человека, который не кричит о своих умениях.

Значение японской татуировки журавль

Журавль. На Дальнем Востоке журавли всегда пользовались особым почетом. В Китае журавлей считали посланниками богов на них ездили бессмертные полубоги сянь, и журавли также сопровождали умерших в райские земли. Журавль считался атрибутом бога счастья Ву-фу, который дарует долгую жизнь, и поэтому сама птица стала символом долголетия, и воплощением светлого начала ян. Следом за китайцами, японцы также считали журавля священной птицей. Японский журавль стал героем множества легенд и сказок. Японцы верили в то, что журавли способны превращаться в людей, и, часто приняв облик странствующих монахов, творят добрые дела. Как и в Китае журавль символ долголетия и добрых намерений.

Значение японской татуировки фазан

Фазан. Яркая и красочная птица фазан, на Дальнем Востоке ассоциировалась с солнечным светом и достоинством. В Китае фазан символизировал знания, красоту, удачу, добродетель и организаторские способности, поэтому стал знаком отличия высокопоставленных чиновников. Согласно поветриям, хлопанье крыльев этих птиц было способно вызывать грозу. В Японии фазан был символом богини солнца Аматэрасу и её посланником. Кроме процветания, фазан у японцев символизирует материнскую любовь и защиту от неприятностей.

Значение японской татуировки жаба

Японская татуировка жаба

Жаба или лягушка. В китайской и японской мифологии и фольклоре жабу считали волшебным существом, обладающим особой «жабьей магией». Она являлась символом удачи и богатства, а у японцев также символизировала странствия и путешествия. По легенде, жабы были зловредными и мстительными существами, в которых часто перерождались злые и жадные люди. Однако Будда сумел наставить жаб на путь истины, и они стали помогать людям, и, расплачиваясь за прежнее зло, часто одаривать хороших людей золотыми монетами, которые выплевывали из пасти. Как считалось, жабы обучали тех, кто добился бессмертия полету и свободе духа, и наставляли тех, кто посвятил себя буддийскому служению. Они стали непременными спутниками мудрецов и лекарей. Значение жабы – это материальное и духовное богатство человека. Жаба также помогает благополучному возвращению домой после долгих странствий.

Баку — существа, пожирающие плохие сны и кошмары.

Баку. В японском фольклоре это сверхъестественные существа, пожирающие плохие сны и кошмары. Баку изображают в виде монстра, который имеет хобот слона, глаза носорога и тигриные лапы. Баку также защищают от зла и болезней. По японским поверьям, когда приснился кошмар, следует три раза крикнуть: «Баку съешь!», чтобы кошмар не стал явью.

Манэки-нэко

Татуировка манящего кота Манэки-нэко

Манэки-нэко, что переводится с японского как «Манящий кот» или «Зовущий кот» — очень популярный в Японии символ удачи и благосостояния. Существует несколько версий о происхождении этого талисмана удачи, в которых говорится о том, как кошка спасала своего хозяина, или приносила ему богатство. Самой распространенной является легенда, по которой кот спасает могущественного даймё от удара молнии, поманив его лапкой в старый, разваливающийся храм Готокудзи. В благодарность за спасение князь дал деньги на восстановление храма, и с тех пор кот с поднятой лапой является объектом почитания у верующих. На изображениях Манэки-нэко держит старинную золотую монету, что связано с другой историей про другого добродетельного кота. По ней, благодарный кот принес заболевшему бедняку, угощавшему его рыбой две золотые монетки на лечение, которые он стащил у своего богатого хозяина. Эта и другие истории со временем стали приписываться манэки–нэко. Также манэки-нэко популярный сюжет в татуировках Old School.

Дарума

Дарума. Под таким названием в Японии известна кукла – неваляшка, прообраз русских ваньки – встаньки и матрешки. Дарума (Бодайдарума) — это японское произношение имени Бодхидхармы, который основал буддийское учение, известное как дзен – буддизм. Считается что он основал в Китае знаменитый монастырь Шаолинь, где долгое время предавался медитации, созерцая стену. По легенде у него атрофировались конечности, поэтому кукла изготавливается без рук и без ног. И сама кукла и её изображение на татуировке должны приносить владельцам удачу.

Кирин. Мифический зверь – единорог.

Татуировка Кирин

Кирин. У этого японского мифического зверя – единорога был китайский предшественник – единорог Цилинь – вестник богов, приносящий удачу и благополучие, и могущий обеспечить богатый урожай и безопасность. Он спускается с небес на землю, чтобы предзнаменовать рождение великого человека. Например, он явился матери Конфуция перед его рождением. Кирин также стоит на страже закона и справедливости, который лично может покарать виновного и спасти невиновного на суде. Поэтому в буддизме Кирин олицетворяет божественную справедливость и праведный суд. Но в японском фольклоре, Кирин может потребовать себе жертву от человека, стремящегося получить от него могущество и силу. Кирина обычно изображают в виде оленя с чешуйчатым телом, рогом во лбу, пышной гривой и хвостом. Его тело окутано языками пламени, а из пасти он может выдыхать огонь.

Татуировка в изображением Кирина, как правило, подобно дракону, носит охранительный характер и удерживать человека от плохих поступков. Однако её также наносят люди, желающие резко поменять свою жизнь, найти новые перспективы для дальнейшего развития, и в этом случае Кирин должен помогать выбирать правильные решения для достижения успеха.

Три обезьяны

Самбики–сару или Сандзару (Три обезьяны). Обезьяна с древних времен пользовалась в Японии почитанием, и в синтоизме и в народных поверьях, обезьяна являлась духом – хранителем лошадей. Поэтому буддийское уважительное отношение к обезьяне пришлось японцам по душе. Именно им принадлежит зримое воплощение буддийского принципа отрешения от неистинного и недеяния зла, известное как самбики но сару ( изображение трёх обезьян). Выбор обезьян был также обусловлен игрой слов. Обезьяна на японском языке – «дзару», а фраза «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю» звучит как «ми-дзару, кика-дзару, ива-дзару». Смысл этой фразы состоит в том, что тот, кто не хочет видеть зло, слышать о нем, и говорить о зле, будет от него защищен и сам не станет его творить. Чтобы довести это утверждение до завершенности, иногда добавляют изображение четвертой обезьяны – Сэ–дзару («не творю зла»), закрывающей живот или промежность. Самбики–сару символизируют твердое следование буддийским принципам, добропорядочность и чистоплотность в делах и поступках.

Мифологический зверь Хакутаку

Хакутаку или кутабэ (в Китае – Байцзэ) – это мифологический зверь с лицом человека и телом буйвола или льва с множеством глаз и рогов. Согласно китайской легенде, этого зверя повстречал китайский император Хуан – ди. Волшебный и мудрый зверь сказал императору, что только он является величайшим и мудрым правителям. Эта легенда стала популярна в Японии, где существуют свои версии о встречах с этим существом. Так, например, хакутаку, поведал императору о существовании 11 520 демонов – ёкай, так как только он обладал всей полнотой знаний о них, и научил, как следует обходиться с нечистой силой. Кроме того это существо способно предсказывать неблагоприятные для урожая годы.

Намакуби

Намакуби (что буквально обозначает «свежее — отрубленная голова», «недавно отрубленная голова»), что непосредственно связано со средневековым самурайским обычаем подносить своим командирам отрубленные головы побежденных врагов. В древности, взятие головы врага в качестве трофея являлось проявлением уважения к его личности, а также указанием на мужество его победителя. В татуировке отрубленная голова может иметь множество значений – это и уважение к противнику, и предупреждение, и указание на храбрость. Однако, чаще всего, это просто отображает преодоление страха перед тяготами жизни. Популярное объяснение подобной татуировки – готовность безропотно и с честью принять любую судьбу. Тем не менее, изображения отрубленных голов часто поражают своей жестокостью и реализмом, но это делается не только для того, чтобы шокировать зрителя, это также рассматривается как неотъемлемый элемент коловращения жизни – принятие жизни таковой, какая она есть, без приукрашивания действительности. Выставка отрубленных голов в прошлом Японии являлась частью праздничных мероприятий после одержанной победы, и японский героический эпос содержит описания подобного показа голов. Самураи могли забрать головы убитых ими вражеских воинов и поднести в качестве дани своему предводителю. В крупных сражениях победоносная армия могла собрать сотни вражеских голов. Головы простых воинов складывались в кучи и являли собой пирамиды мрачных трофеев. Но к отрубленным головам почетных врагов относились с уважением и особой тщательностью. Например, когда Ёритоми в 1189 г. приказал убить своего сводного брата, как предателя, его голова была тщательно вымыта и помещена в лакированный ящик, наполненный сакэ для лучшей сохранности. Хотя предназначением подобной выставки голов была идентификация убитых вражеских командиров, главным её значением была демонстрация боевых успехов лидера и верности его вассалов. Отрубленная голова вражеского предводителя символизировала наивысшую преданность вассала своему господину, так как он шел на смертельный риск, чтобы приобрести подобный трофей. Самурай, преподнося такие «подарки» своему господину, мог рассчитывать на его особую признательность. С другой стороны, принимая их, победивший военачальник демонстрировал свое превосходство над предводителями противника, чьи вассалы не сумели обеспечить им победу или защитить в бою.

Но кроме этого, в Японии обезглавливание было распространенным видом наказания, иногда за очень незначительные проступки. Самураям часто разрешалось обезглавливать собственных солдат, трусливо бежавших с поля боя. Обезглавливание (без сэппуку) считалось очень тяжелой и унижающей достоинство формой наказания. Одно из самых жестоких обезглавливаний было проведено с Сугитани Дзэндзюбо, который попытался убить Ода Нобунага, известным дайме в 1570 году. После поимки, Дзэндзюбо был закопан в землю и только его голова находилась наружи, и её отпиливали бамбуковой пилой в течение нескольких дней. Подобные наказания были отменены в начале периода Мэйдзи.

Обезглавливание исторически осуществляется и в качестве второго шага в сэппуку (ритуального самоубийства путем вскрытия живота). После того как самоубийца разрезал собственный живот, другой воин наносил ему удар катаной по шее сзади, чтобы ускорить смерть и уменьшить страдания. Так как проведение этого обряда предписывало соблюдение определенных правил, на роль помощника в отсечении головы выбирали только очень умелых воинов, оказывая им особый почет. В конце периода Сэнгоку, правила несколько упростились, и обезглавливание могло быть выполнено, как только лицо, делающее себе харакири, наносило себе незначительную рану в живот.

Отрубленная голова гейши. В качестве объяснения этой татуировки можно привести следующую легенду. Гейшам в прежние времена было запрещено вступать в брак, и сожительствовать с буддийскими монахами. Но одна из них нарушила этот запрет, когда влюбилась в монаха и разделила с ним любовь, хотя знала, что наказанием за это будет смерть. Когда тайна открылась, гейшу обезглавили. Исходя из этого, татуировку можно «прочитать» как готовность пойти на любые жертвы во имя любви.

Японские маски

Маски, используемые актерами театра Но и театра фарса Кёгэн. Изображения этих масок очень часто встречаются в сюжетах ирэдзуми в качестве оберегов.

Маска Хёттоко

Хёттоко — это название традиционной японской маски, изображающей смешное мужское лицо. Некоторые маски имеют глаза разного размера, надутые щеки, вытянутый в трубочку рот, словно для свиста, вокруг головы намотан шарф, обычно белый в синий горошек. Маска используется как при народных гуляниях, так и в театре Кёгэн, где показывает комического персонажа, любителя попоек и разгульного веселья. Маска Хёттоко также связана с японскими домашними духами очага и семейного благополучия. Поэтому японцы часто держат такую маску в своих домах.

Маска Окамэ

Окамэ или Отафуку – это маска женщины, показывающая смешное щекастое лицо. Маска символизирует собой счастье и удовлетворенность, а также в фарсе Кёгэн, актер в этой маске изображает доброго и жизнерадостного персонажа. Само название маски — «окамэ», происходит от имени синтоистской богини радости и смеха.

Маска дзё-мэн

Маски «дзё-мэн» театра Но и Кёгэн предназначены для ролей, где божества показываются людям в образе добрых старцев. Показана маска Окина, небесного божества, символизирующего мир и процветание. Этот персонаж, своего рода, добрый Дед Мороз из русских сказок.

Маска тэнгу

Маска тэнгу изображает сказочного героя, обладающего сверхъестественной силой. Эта маска используется также для того, чтобы указать на отрицательные черты характера персонажа – на его излишнюю самоуверенность, хвастовство и напыщенность.

Маска Бэсими-акудзё

Маска «Бэсими-акудзё» — старого свирепого предводителя длинноносых тэнгу из спектаклей театра Но.

Маска карасу-тэнгу

Маска карасу-тэнгу из спектаклей театра Но.

Маска онрё

Маски онрё (мстительных духов) используются в театре Но. Среди этих персонажей, самая известная – это маска «Хання», изображающая мстительное привидение, в которую превратилась ревнивая женщина.

Маска Кицунэ-мэн

Кицунэ-мэн — маска, символизирующая лису-оборотня. В спектаклях театра Но персонаж в этой маске показывает коварных мужчин – обольстителей, плутов и обманщиков.

Japanese Tattoo биси дарума дракон единорог жаба журавль змеи карасу-тэнгу кицунэ макацугэ манеки неко маски намакуби обезьяны окамэ сятихоко тигры фазан хакутаку ханья черепаха японские мотивы ястреб Блог, Японский стиль


Смотрите также